Существуют две основные схемы работы системы кондиционирования:
Граница проходит через компрессор и дросселирующий элемент, в данном случае расширительный клапан. Когда компрессор не работает - давление в обеих частях одинаковое и находится в прямой зависимости от температуры или окружающей среды или подкапотного пространства автомобиля .В системе кондиционирования измеряют давление насыщенного пара хладагента, то есть давление в системе не будет зависеть от количества хладагента в системе (и в этом состоит основная сложность определения количества хладагента в системе ), а зависит только от температуры. На всасывающей стороне находится испаритель и трубопровод по которому хладагент поступает на всасывание в компрессор. На нем-же расположен сервисный штуцер НД и датчик давления. На нагнетающей стороне находится конденсатор, ресивер - осушитель, расширительный клапан с баллоном термодатчика, расположенном на испарителе, трубопровод с сервисным штуцеров ВД и датчиками давления. При включении электромагнитной муфты газообразный хладагент всасывается и сжимается компрессором до высоких температур и давления и поступает в конденсатор, где газ высокого давления и температуры переходит из газообразного состояния в жидкость, отдавая "скрытое тепло конденсации" воздуху, проходящему через конденсатор. Температура хладагента на входе и выходе конденсатора составляет 80 и 50 градусов С соответственно. Теплый жидкий хладагент поступает в ресивер - осушитель, где происходит его фильтрация от мелких частиц и пыли, удаление влаги. Далее жидкий хладагент высокого давления поступает в расширительный клапан, где он испаряется и переходит в состояние жидкость - пар с низкой температурой и давлением (-2С, 2бар). Далее хладагент попадает в испаритель, где переходит из туманообразного в газообразное состояние (жидкий хладагент при низком давлении кипит, отнимая теплоту от стенок испарителя) и всасывается компрессором для повторного цикла. Через испаритель вентилятором отопителя прогоняется наружный воздух. Воздух, проходя через разветвленную поверхность испарителя охлаждается, при этом на испарителе конденсируется влага из воздуха, которая стекает в поддон под испарителем и удаляется из салона. Таким образом воздух, проходя через испаритель охлаждается и становится суше. В такой схеме компрессор работает непрерывно. Во второй схеме (см.рис.2) вместо расширительного клапана установлена расширительная трубка, представляющая собой корпус с трубкой малого постоянного по всей длиннее, диаметра и с сетчатым фильтром. На выходе из испарителя установлен аккумулятор, где происходит удаление влаги из хладагента с перегревом жидкого хладагента, который может поступить из испарителя. Аккумулятор выполняет функцию защиты компрессора от попадания в него жидкого хладагента, который может вывести его из строя (гидроудар). Компрессор в этой схеме работает циклически, получая команды от блока управления по сигналам с датчиков давления температуры.
Компрессорное масло применяется для смазки трущихся деталей компрессора с целью уменьшения трения, снижения износа сопрягаемых деталей и уплотнения зазоров. Кроме того масло отводит часть выделившийся в процессе трения теплоты и удаляет мелкие частицы, образовавшиеся в процессе трения. Масла, применяемые в системах кондиционирования, разделяют на две группы: минеральные и синтетические. Минеральные масла используются для работы с R-12 , а синтетические с R-134. Синтетические масла имеют ряд преимуществ по сравнению с минеральными:
Количество масла, которое циркулирует в системе зависит от типа компрессора, длинны трубопроводов и других элементов.