Элементы системы кондиционирования

Компрессор

Компрессор является главным элементом системы кондиционирования и служит для сжатия газообразного хладагента низкого давления и обеспечения циркуляции хладагента в системе. Имеется более 40 различных типов компрессоров которые используются сегодня, наибольшее распространение получили поршневые и роторно - лопастные. 

Привод компрессора осуществляется приводным ремнем от двигателя через электромагнитную муфту. Компрессор "отбирает" от двигателя от 1.5 до 5 л.с. мощности. Смазка трущихся частей компрессора осуществляется специальным маслом, которое растворено в хладагенте.

Конденсатор


Конденсатор выполняет функцию превращения газообразного высокотемпературного хладагента, идущего от компрессора с выделением тепла в атмосферу. Количество выделяемого хладагентом тепла в конденсаторе определяется количеством поглощенного испарителем тепла из вне и работы компрессора необходимой для сжатия. 

Для конденсатора результат теплоотдачи прямо влияет на эффект охлаждения холодильной установки, поэтому он обычно устанавливается на передней части автомобиля и принудительно охлаждается воздухом вентилятора системы охлаждения или дополнительным вентилятором.

Испаритель


Испаритель - это теплообменный аппарат, состоящий из спирального трубопровода с оребрением в виде тонких пластин. Данная конструкция обеспечивает максимальную теплопередачу при малом объеме. На входе в испаритель установлен расширительный клапан, проходя через который жидкий хладагент испаряется, превращаясь в пар с низким давлением и температурой. 

Проходя по испарителю хладагент отбирает тепло у воздуха в салоне; при этом влага содержащаяся в воздухе конденсируется на внешней поверхности испарителя, стекает в поддон и удаляется из салона. Температура поверхности испарителя должна быть близка к температуре замерзания воды, контроль за температурой осуществляется либо с помощью баллончика термодатчика, который установлен на выходной трубке испарителя, либо с помощью термореле или датчиков давления, которые отключают электромагнитную муфту компрессора.

Расширительный клапан



Расширительный клапан - устройство для регулирования количества хладагента, поступающего в испаритель. Расширительный клапан является дросселем переменного сечения и устанавливается на входной трубке испарителя. Баллон термодатчика находится в термоконтакте с трубкой, выходящей из испарителя. 

Внутри баллона, капиллярной трубки и сильфона находиться газ - хладагент R-12. При повышении температуры выходной трубки испарителя давление хладагента в термодатчике увеличивается и сильфон растягивается. Дно сильфона через тягу давит на шарик (или иглу), который перемещаясь увеличивает поток хладагента, проходящего через расширительный клапан, вызывая понижение температуры выходной трубки и испарителя.

Ресивер - осушитель


Ресивер-осушитель - это устройство, служащее для поглощения влаги из хладагента и предохранения расширительного клапана от замерзания в нем воды, хранения части холодильного агента, фильтрацию от мелких примесей. Внутри корпуса ресивера - осушителя находиться емкость с адсорбентом - веществом, очищающим хладагент от влаги и кислот. 

Адсорбенты имеют пористую кристаллическую структуру, мельчайшие поры соединены узкими каналами. Благодаря такой структуре возникает избирательная адсорбция, т.е. в полость пор проникают лишь те молекулы, размер которых меньше диаметров каналов. Поэтому вся активная поверхность и объем пор используется для удержания молекул воды и не засоряются прочими веществами. В качестве адсорбентов используется силикагель, активную окись алюминия, цеолиты. В системах с хладагентом R-134A в качестве осушителя используется цеолит ХН-9.